Действующая система мониторинга критериев оценки рисков прежде всего нацелена на избежание безосновательного получения налогового кредита, в частности через регистрацию налоговых накладных по фиктивным хозяйственным операциям.
Очевидно, большое количество судебной практики по отмене решений налоговых органов о включении налогоплательщиков в перечень рисковых является несомненным свидетельством несовершенства действующего механизма отнесения предприятий к рисковым налогоплательщикам.
Команда налоговых юристов CHERNIKOV & PARTNERS имеет успешные наработки в сфере исключения предприятий из перечня рисковых. Поэтому предлагаем рассмотреть имеющиеся инструменты снятия с компании статуса рисковой.
Какие основания для включения налогоплательщика в перечень рисковых?
Прежде всего, отмечаем, что включение предприятия в перечень рисковых налогоплательщиков является безусловным основанием для приостановления регистрации налоговой накладной.
Правовой основой для такого включения контролирующими органами является постановление Кабинета Министров Украины от 11.12.2019 № 1165.
Критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость определены в Приложении 1 к указанному постановлению.
Среди таких стоит остановиться на п. 8 критериев, в частности в контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе осуществления текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, определяющая рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной/расчета корректировки.
Расширенная интерпретация данного пункта предоставляет возможность налоговому органу самостоятельно определять статус информации, как свидетельствующей о рискованности осуществления хозяйственной операции.
Однако, по собственному опыту можем резюмировать, что рискованность хозяйственной операции контролирующим органом определяется при обстоятельствах:
- осуществление операции по приобретению или реализации товаров (услуг) с налогоплательщиками, имеющими статус рисковых;
- производство товаров (услуг) при отсутствии достаточной материальной базы и/или штата.
Вопрос соответствия/несоответствия налогоплательщика критериям рисковости рассматривается комиссией регионального уровня ГНС, по результатам которого принимается соответствующее решение.
Инструменты исключения предприятия из рисковых плательщиков НДС
Получив решение комиссии регионального уровня ГНС о соответствии плательщика НДС критериям рискованности, у предприятия имеются две возможности:
- подача в комиссию заявления об исключении предприятия из рисковых;
- обжалование такого решения в суде.
Нашим клиентам мы рекомендуем обязательно подавать заявление об исключении предприятия из рисковых, поскольку нам известны случаи получения положительного решения комиссии, а также учитывая оперативность рассмотрения такого заявления - в течение 7 рабочих дней.
Дополнительным аргументом является негативная судебная практика, основанная на формальном подходе, в частности непредоставление в комиссию налогоплательщиком документов на исключение такого из перечня рисковых может быть основанием для отказа в иске.
Следовательно, вместе с заявлением необходимо подавать документы, опровергающие налоговую информацию о рискованности хозяйственных операций или исключающие применение других критериев рискованности налогоплательщика.
Ориентировочный перечень документов указан в постановлении Кабинета Министров Украины от 11.12.2019 № 1165, впрочем, конечный пакет документов необходимо определять индивидуально, учитывая основания включения налогоплательщика в перечень рисковых.
Судебное обжалование решения о включении плательщика НДС в перечень рисковых
Наряду с судебным механизмом также имеется процедура административного обжалования решения о соответствии плательщика НДС критериям рискованности, однако из-за неоднозначной позиции налоговиков такой инструмент, на сегодня, является малоэффективным.
Поэтому, решение комиссии о включении предприятия к рисковым налогоплательщикам может быть обжаловано в административном суде. Как отмечалось выше, положительной судебной практики по данному вопросу достаточно.
Следует помнить, что качество предварительно предоставленных комиссии документов на исключение налогоплательщика из рисковых, а также соблюдение срока обращения в суд безусловно определяет успешность судебного дела.
Налоговые юристы CHERNIKOV&PARTNERS имеют положительные кейсы исключения предприятий из перечня рисковых как в административном, так и в судебном порядке.
CHERNIKOV & PARTNERS предлагает:
- помощь в подготовке заявления об исключении предприятия из рисковых налогоплательщиков и в формировании необходимого пакета документов;
- юридическое сопровождение в процедуре административного обжалования решения о соответствии плательщика НДС критериям рискованности;
- представительство интересов в судебном производстве по исключению налогоплательщика из перечня рисковых.